www.my-dog-cats.ru
Кошки Собаки Фото Бешенство Питомники
 
 
История собаки
Анатомия собаки
Покупка собаки
Кормление
Уход
Воспитание
Дрессировка
Выгул
Экстерьер
Выставка
Породы собак
Овчарки истинные
Догообразные собаки
Догообразные + терьеры
Пинчеры и шнауцеры
Терьеры и таксы
Спаниели
Шпицы
Лайки
Гончие
Легавые
Ретриверы
Борзые
Декоративные

Дрессировка собаки

Дрессировка - достижение безусловного выполнения собакой команд в любой ситуации и в любых условиях.

В процессе дрессировки выработанные модели поведения закрепляются в виде условных рефлексов и формируется сильнейшая мотивация, направленная на выполнение команды. Обучение каждой команде обязательно предваряет дрессировку.

Ни в коем случае нельзя останавливаться на обучении. Команды нужны не для того, чтобы показать знакомым, какая умная у вас собака, а для того, чтобы управлять ее поведением в определенных ситуациях. Обученная, но не дрессированная собака, как правило, подводит в самый критический момент: она не подходит к хозяину по команде "ко мне", когда он торопится, может погнаться за кошкой через улицу, рискуя угодить под машину, и т. д. В подобных случаях уверенность владельца, что собака "знает" команды, служит слабым утешением.

Существует по крайней мере четыре способа стать владельцем дрессированной собаки.

Первый способ заключается в том, что вы отдаете собаку профессиональному дрессировщику и получаете перевязанное голубой ленточкой свое, уже воспитанное, сокровище. При втором способе собака остается у вас, но 2-3 раза в неделю приходящий инструктор-дрессировщик объясняет ей правила хорошего тона.

Особенностью первого способа является то, что через 2-3 месяца вы с удовлетворением наблюдаете со стороны работу своей собаки с тем же дрессировщиком, но только вас она по-прежнему в грош не ставит.

А успех второго способа зависит от того, насколько эффективно вы разрушаете то, что успевает вложить в собаку инструктор.

Все это происходит потому, что вы так и не узнали, как правильно управлять поведением собаки, она плохо понимает вас, и потому слушается, как иностранца. Вы не знаете, Что, Как и Когда Подкреплять Положительно или Отрицательно, чтобы сохранить нужное поведение и не допустить или устранить нежелательное, и, посему, занимаетесь антидрессировкой. Если же вы - обладатель достаточно физически сильной собаки, то обязательно столкнетесь с проблемой иерархических взаимоотношений, которые устанавливаются в процессе дрессировки. А иногда случается, что собака начинает считать своим хозяином инструктора.

Согласно третьему способу, вы находите инструктора-репетитора, который дрессирует вас, а потом вы дрессируете свою собаку, но в его присутствии. Это лучший способ, имеющий только один недостаток - на каждого владельца инструкторов не напасешься.

Четвертый способ заключается в том, что вы со своей собакой приходите на ближайшую дрессировочную площадку и занимаетесь под руководством инструктора-дрессировщика по существующим курсам.

На дрессировочной площадке обучаются не собаки, обучаются их владельцы. За время курса владельцы собак не только узнают методы и способы формирования поведения, но самое главное, осваивают их практически, дрессируя своих собак. И ценность последних двух способов не только в том, что владелец приобретает возможность управлять поведением и поддерживать работоспособность своей собаки, но и в том, что в случае необходимости, он сможет сам выработать новый навык, новую форму поведения у собаки. Причем дрессировка - это взаимоотношение с собакой уже на качественно новом, интеллектуальном уровне, а не просто покормить, погулять, брюхо почесать и козу сделать. За это время происходит формирование отношений сотрудничества, вырабатывается своеобразный, понятный обоим язык слов, интонаций, мимических и пантомимических жестов и движений, происходит становление взаимоотношений собаки и других членов семьи. Вся ваша семья вместе с собакой становится за этот период настоящей маленькой, но "очень симпатишной" стаей, где каждый имеет свое место с соответствующими правами и обязанностями.

Как правило, длительность курсов послушания составляет около 4-х месяцев. Если учесть, что средняя продолжительность жизни собаки составляет 10-15 лет, то, согласитесь, стоит потратить 4 месяца на то, чтобы прожить оставшееся время счастливо. Тем более, что лучший метод борьбы с плохим поведением собаки - формирование правильного поведения.

Дрессировка - это тоже обучение, но такое, которое проходит при определенных социально-ролевых взаимодействиях между дрессировщиком и собакой.

В результате выработанный навык воспроизводится собакой по команде и в любой обстановке, даже в таких ситуациях, которые угрожают жизни собаки. Важным отличием дрессировки от обычного обучения является и то, что для выполнения отработанного навыка уже не требуется удовлетворения тех потребностей, на базе которых навык был первоначально сформирован.

Описываемые в литературе методы дрессировки можно классифицировать как те или иные способы воздействия на потребностно-мотивационную сферу деятельности животных. Основные из них.

  1. Механический метод. У собаки формируется сначала пассивное, а затем активное избегание неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Ярким примером этого метода является процедура отработки навыка хождения рядом с помощью рывков поводком. Подав команду "Рядом!" и воздействуя поводком, мы принуждаем собаку встать в заданное нами положение около левой ноги, как только собака занимает желаемое место, рывки прекращаются, собаку хвалят. Если собака попытается уйти из положения "рядом", вновь звучит команда "Рядом!" и производятся рывки поводком. Сначала собака возвращается к ноге пассивно, избегая воздействий поводком, а в дальнейшем активно, по команде, уже без применения рывков.
  2. Пищевой метод состоит в формировании истинной пищевой мотивации. Так как в процессе реализации пищевой мотивации собака активно ищет пути удовлетворения своей потребности, то таким методом у нее можно сформировать очень сложные по своей структуре навыки.
  3. Вкусопоощрительный метод - формирование у собаки мотивации избирательного аппетита ("метод премий"). При дрессировке этим методом животное не испытывает потребности в пище, ему просто хочется чего-нибудь вкусненького. Метод используется ограниченно, он может быть эффективен лишь тогда, когда собака видит, обоняет или каким-либо другим способом непосредственно ощущает лакомство. В настоящее время, к сожалению, на дрессировочных площадках используется в основном именно этот метод.
  4. Подражательный метод - формирование у особи подражания поведению другой собаки, человека или группы особей. Используется, например, при формировании злобы у собак.
  5. Игровой метод - формирование того или иного игрового поведения собаки с целью обучения желательному навыку. Используется, в частности, при формировании у собаки навыков апортировки и преодоления препятствий.
  6. Методы развития злобы - целенаправленное формирование у собаки какой-либо формы выученной агрессии на базе истинной агрессии. Истинную агрессию условно разделяют на две формы: активная и пассивная.
    Активную агрессию у собаки можно вызвать посредством конфликтов (конкуренции из-за пищи, территории, полового партнера, лидерства в группе и т. п.). Пассивную агрессию формируют, используя самооборону собаки. Метод формирования злобы через пассивную форму агрессии менее продуктивен. Это обычно связано с передозировкой болевых воздействий, вызывающей у собаки трусость. Однако при правильном применении и он эффективен. В процессе дрессировки обычно используют оба метода.
  7. Контрастный метод (метод кнута и пряника) заключается в последовательном чередовании приятных и неприятных для собаки воздействий. Сначала посредством неприятных воздействий вызывают у собаки мотивацию пассивного избегания вплоть до выполнения требуемого действия, а в момент его выполнения (или сразу же после) дают пищевое или вкусопоощрительное подкрепление. Наиболее пригоден для установления у дрессировщика статуса лидера. Этот метод широко используется на наших дрессировочных площадках, однако при этом часто сила неприятных воздействий передозируется.

В процессе обучения собаки при формировании того или иного навыка она достигает не только того результата, который удовлетворяет ее биологическую потребность. У животного появляется и вполне определенное эмоциональное состояние, а это тоже результат!

Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, эмоции и их качество определяются совпадением или рассогласованием между ожидаемым и получаемым результатами в процессе целенаправленного поведения. При совпадении программируемого результата с реально достигнутым возникает положительна эмоция, при несовпадении - отрицательная. Перечисленные выше методы воздействий на потребностно-мотивационную сферу деятельности собаки также нужно рассматривать как положительные и отрицательные подкрепляющие воздействия. Подкрепляющие же воздействия прежде всего влияют на эмоциональную деятельность собаки.

Как правильно применять их в процессе дрессировки?

Положительные подкрепляющие воздействия должны совпадать по времени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее при этом положительные эмоции.

Они увеличивают вероятность появления нужного поведения; к ним-то и стремится собака при обучении. В качестве положительных подкрепляющих воздействий можно использовать пищу, ласку, лакомства, игру, то есть все то, что доставляет собаке удовольствие.

Отрицательные подкрепляющие воздействия - такие, которые совпадают по времени с каким-либо действием собаки и вызывают у нее отрицательные эмоции. Отрицательные воздействия призваны сформировать у собаки желание избежать повторного совершения данного действия (мотивацию активного избегания или агрессию). В качестве отрицательных воздействий можно использовать рывки поводком (различной силы) и любые другие, неприятные для собаки воздействия.

Наказание в отличие от отрицательных подкрепляющих воздействий производится уже после совершения нежелательного действия (то есть когда собака уже достигла какого-то результата, нежелательного для дрессировщика: подобрала и съела лежащий на земле корм, подралась с другой собакой и т. д.) и поэтому воздействует на собаку менее эффективно.

Отсюда вытекают и основные правила применения положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий.

Воздействия должны производиться в момент совершения действия или сразу после него, иначе их применение малоэффективно. Это объясняется тем, что, помимо приятных или неприятных ощущений, положительные или отрицательные подкрепляющие воздействия несут собаке еще и информацию о том, что именно в ее поведении нравится дрессировщику, а что нет. Поэтому запаздывающие подкрепляющие воздействия - наигрубейшая ошибка дрессировщика.

Отрицательные подкрепляющие воздействия должны прекращаться сразу же, как только прекратилось нежелательное действие собаки, чтобы собака могла активно избежать неприятного для нее воздействия и достигнуть при этом приспособительного результата. Отрицательные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии.

Размеры кусочков пищи, используемых для положительного подкрепления, варьируются в зависимости от размеров собаки, но общим правилом при этом является максимальное уменьшение разовой порции. За особо трудную для собаки работу, например, прыжки через глухой барьер, размеры подкрепления значительно увеличиваются.

Режим применения подкрепляющего воздействии в процессе обучения должен изменяться. В начале формирования навыка - стопроцентный режим воздействия, а затем вероятностный (то есть когда подкрепление дается не каждый раз, а в случайном порядке). Причем, когда собака получает пищу или игру во время дрессировки в случайном порядке, ее заинтересованность в выполнении навыка резко возрастает, а у дрессировщика при этом появляется возможность отбирать и закреплять желаемое.

При работе с собакой не всегда целесообразно или возможно воздействовать на собаку в нужный момент (например, при отработке "выдержки", при выполнении навыка "охрана вещи" или "задержание преступника"), однако именно такая своевременность необходима, чтобы объяснить собаке, что она делает правильно, а что нет. В этих случаях применяют "условные" подкрепляющие воздействия, положительные или отрицательные. Положительные "условные" подкрепляющие воздействия не всегда означают дачу корма, лакомства, хотя зачастую им сопутствуют, а являются сигналом для собаки: "Делаешь правильно, делаешь верно, делаешь то, что нужно!". Обычно для этих целей используются слова: "Хорошо!", "Браво!", "умница" и т. д. Отрицательные "условные" подкрепляющие воздействия- это команды: "Нельзя!", "Тубо!", "Фу!" и другие.

В процессе реальной дрессировки обычно используются все описанные методы обучения и дрессировки (в зависимости от поставленной задачи) с учетом правил применения положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий. Однако, чтобы более полно понять закономерности, лежащие в основе дрессировочного процесса, необходимо детально рассмотреть основные принципы и этапы формирования поведенческого навыка.

На первом этапе обучения создают такие условия, чтобы пищевая мотивация стала доминирующей. Для этого основную часть рациона собаке скармливают в процессе дрессировки. Когда мотивация создана, то есть собака хочет есть и готова что-то сделать, чтобы поесть, ей объясняют, чего от нее хотят добиться. Этот этап обучения можно условно назвать "этапом взаимных объяснений" между дрессировщиком и собакой.

Обучение собаки на этом этапе должно проходить в условиях максимального обеднения дрессировочной обстановки. В начале формирования навыка необходимо проводить занятия дома или в местах, где нет посторонних людей и собак. Иначе возрастает вероятность появления конкурирующих мотиваций: игровой, половой, оборонительной и т. д., что сделает невозможным процесс обучения на базе выбранной вами мотивации, и собака потеряет интерес к работе.

Теми или иными способами: с помощью поводка (потягиваний, подергиваний, направляющих рывков), касаний руками, подталкиваний, направления лакомством, подсаживаний, поддерживаний, интонации и т. п. вы пытаетесь объяснить собаке суть ваших требований. Собака же, если у нее есть заинтересованность (мотивация), пытается понять вас. Иными словами, так как собака "слова не понимает" (вернее, не понимает настолько, чтобы возник речевой контакт), мы заменяем речевое общение языком жестов, движений, интонаций, обеспечивающих взаимопонимание. Перед тем как "наводить" собаку на выполнение какого-либо навыка, мы 1-2 раза произносим санкционирующую команду, которая после автоматизации навыка приобретает значение запускающего стимула. Как только собака выполняет желаемое действие, мы сразу же подкрепляем это действие кусочком пищи или же игрой. Характер подкрепления зависит от используемой мотивации, на базе которой строится навык.

Чтобы объяснить собаке, что она выполнила то, что требуется, сразу после завершения нужного действия, а порой и в Процессе его выполнения, мы восклицаем: "Хорошо!", "Браво!", "Умница!" и т. д. (вводим условные положительные подкрепляющие действия), что означает для собаки: "Делаешь правильно, делаешь то, что нужно". Дрессировщику необходимо ясно представлять границы формируемого навыка (т. е. то, какие именно действия и в каком порядке он будет подкреплять, а какие не будет) и объяснить их собаке. Собака должна четко знать, что правильные действия подкрепляются положительными воздействиями, а ошибочные не подкрепляются вовсе или подкрепляются отрицательными воздействиями. Собака должна прочно усвоить, где "черное", а где "белое", и безошибочно отличать их друг от друга.

Вот пример формирования у собаки простого навыка посадки по команде "Сидеть!".

Соблюдая принцип "обеднения среды", обучение собаки лучше всего начинать дома. Перед кормлением возьмем собаку на поводок и расположим ее перед собой. Подавая команду "Сидеть!" (санкционирующий стимул, по нашей терминологии), мы придерживаем собаку за поводок левой рукой, а правой подносим к носу собаки зажатый в ладони кусочек пищи. Как только собака коснется носом ладони с кусочком пищи и попытается достать его, ладонь медленно уводится за голову собаки, вверх-назад (по касательной к голове). Собака тянется за лакомством, задирает голову вверх, и если ей немного помочь - придержать за поводок или легко надавить на круп, то собака сядет. Сразу после посадки собака получает порцию пищи и условное подкрепляющее воздействие- "Хорошо!". Несколько таких повторений, и собака будет садиться уже после команды "Сидеть!". Однако нам необходимо, чтобы собака по команде не только садилась, но и оставалась в этом положении столько, сколько потребуется. Поэтому определяем для себя, что подкреплять пищей будем не только посадку собаки после команды "Сидеть!", но и выдержку ее в этом положении вплоть до отменяющей выполнение приема команды "Гуляй!" (или какой-либо другой команды, например, "Рядом!"). Итак, границами навыка на данном этапе у нас будет посадка собаки сразу после команды "Сидеть!" (желательно, одной) и выдержка ее в этом положении вплоть до отмены команды.

Теперь главная задача - объяснить все это собаке. Для этого, как только собака после команды "Сидеть!" примет соответствующее положение, мы сразу дадим ей кусочек пищи и будем многократно повторять "Хорошо!", "Хорошо!" и т. д., что на нашем с собакой "языке" означает: "Делаешь правильно!". Если собака сохраняет нужное положение, то мы подкрепляем ее действия - в данном случае выдержку - кусочком пищи и условным подкрепляющим воздействием "Хорошо!". Если вдруг собака попытается встать без разрешения, то мы тут же подадим команду "Сидеть!", а если она не сядет сама, усадим ее с помощью поводка насильно.

Как только собака примет прежнее положение, вновь последует условное подкрепление - "Хорошо!" ("делаешь правильно"), но реального подкрепления сразу после этого не последует. Реальное подкрепление собака получит лишь после некоторой выдержки в положении "сидеть". Так постепенно, но достаточно быстро мы сможем объяснить собаке, что она должна садиться по команде "Сидеть!", так как за это получает кусочек пищи (положительное подкрепляющее воздействие достигает приспособительного результата), затем находиться некоторое время в этом положении (за это она тоже получает подкрепление - пищу) и что вставать ей без разрешающей команды нельзя, так как за это ее ругают и, воздействуя поводком, опять сажают на место (отрицательное подкрепляющее воздействие) и пищу не дают.

Вот таким (или примерно таким) образом происходит формирование навыка, в процессе которого создаются новые элементы "языка" общения между дрессировщиком и собакой, определяются границы навыка, вводятся команды, санкционирующие выполнение и отмену приема, используются элементы контрастного метода дрессировки. При этом следует напомнить, что вся проделанная работа, которую мы здесь описали, проводится исключительно на поводке (то есть под постоянным контролем).

Итак, мы завершили "этап взаимных объяснений", на котором у собаки был сформирован и в достаточной степени закреплен навык посадки после команды "Сидеть!". Однако, если мы сочтем, что навык уже отработан, и подготовленную таким образом собаку приведем в незнакомую обстановку, где будет много отвлекающих факторов (например, другие собаки), и попытаемся посадить ее по команде, то скорее всего у нас это не получится. Вместо посадки после команды "Сидеть!", собака, весьма вероятно, будет демонстрировать ярко выраженную ориентировочно-исследовательскую активность, которая затем может перейти в игровое или оборонительное поведение.

Чтобы избежать подобных сбоев в работе на следующем этапе - "автоматизация навыка", - мы продолжаем занятия в условиях обедненной обстановки и постепенно с помощью воздействия поводком вводим еще более жесткий контроль за соблюдением собакой границ сформированного навыка. Например, если на этапе "взаимных объяснений" собака соблюдала все наши требования лишь тогда, когда она находилась вблизи от нас, то на втором этапе мы добиваемся от нее устойчивой посадки и на любом расстоянии. При этом значительно возрастает темп работы (команду "Сидеть!" подаем своевременно, то есть непосредственно в момент изменения собакой положения тела, а следующие за ней направляющие и подкрепляющие воздействия производим очень быстро). Кроме того, производимые нами действия становятся максимально однообразными: быстро перемещаясь по дрессировочной площадке, мы сразу же подбегаем к собаке в том случае, если она изменяет положение тела (например, встает, заваливает на бок задние ноги и т. д.), и незамедлительно поправляем ее, воздействуя поводком. В том случае, если собака сразу выполняет команду, практически мгновенно подкрепляем ее правильные действия, применяя условное подкрепляющее воздействие: "Хорошо!" и пищу, после чего сразу же отходим от собаки. Все наши действия должны быть как можно более однообразны (стереотипны).

Следующей нашей задачей является постепенный перевод собаки со стопроцентного режима положительных подкрепляющих воздействий на вероятностный; для этого мы будем подкреплять пищей не каждую правильную посадку собаки, а в случайном порядке. При этом собака не должна знать, когда она получит пищу, выполнив требуемую работу (навык), а когда - нет. Это побуждает ее вновь и вновь повторять выполнение навыка посадки, в итоге зарабатывая тем самым кусочек пищи. Так же последовательно мы уменьшаем количество отрицательных воздействий на собаку (с помощью поводка) в случае нарушений ею границ выполнения навыка (изменение позы, уход с места и т. д.) или явного нежелания его выполнять, но степень этих воздействий постепенно увеличивается (то есть сила рывков поводка раз от раза усиливается).

После того, как мы добились от собаки четкого (сразу после команды) выполнения навыка в условиях обедненной дрессировочной обстановки, можно переходить к работе с ней в усложненных условиях, то есть в присутствии других собак, посторонних людей, шумов и т. д. Однако усложнение обстановки, в которой мы работаем с собакой, нужно проводить не сразу, а последовательно, по элементам. Так, например, сначала мы попробуем воспроизвести навык посадки собаки где-нибудь в углу тихого сквера (на тихой улице), затем в более людном месте, потом в месте для выгула собак (в их отсутствие), в присутствии одной посторонней собаки, относящейся к нашей собаке безразлично, и т. д. Вне зависимости от сложности условий обстановки, в которой проходит дрессировка, мы должны всегда добиваться от собаки быстрого и четкого выполнения навыка посадки сразу после первой команды. Однако в зависимости от характера этих условий степень усложнения границ выполняемого навыка (длительность выдержки в положении сидя, дальность ухода от собаки и т. д.), а также суммарное время работы с собакой, затрачиваемое на отработку навыка посадки, необходимо строго ограничивать. В зависимости от характера условий, в которых проходит дрессировка, собака получает большую или меньшую нервно-психическую нагрузку, а работоспособность ее нервной системы не беспредельна, значит, нагрузку необходимо дозировать. В результате проделанной работы мы должны добиться того, чтобы собака всегда, вне зависимости от внешних условий, четко и быстро выполняла навык посадки сразу после первой поданной нами команды, без применения как положительных (пищевых), так и отрицательных подкрепляющих воздействий. Только после этого поводок снимается и с собакой продолжают работать без него. Постепенно условное положительное подкрепляющее воздействие ("Хорошо!") применяется все реже и реже, а потом и вовсе перестает подаваться.

Итак, для того, чтобы приведенная схема дрессировки была эффективной, необходимо строго придерживаться следующих общих принципов формирования навыков.

  1. Создание доминирующей мотивации, на основе которой будет формироваться навык (пищевой, игровой, оборонительный и т. п.).
  2. Максимальное обеднение дрессировочной обстановки на начальной стадии обучения.
  3. Поддержание взаимного интереса между дрессировщиком и собакой. Необходимо, чтобы в процессе дрессировки каждая из сторон достигала своего программируемого результата, в этом случае взаимный интерес будет высок.
  4. Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой возможны лишь в том случае, если между ними есть своеобразный "языковой" контакт. При формировании каждого нового навыка этот "язык" (жестов, интонаций, команд и т. д.) обогащается новыми элементами.
  5. Четкое определение границ формируемого навыка. Дрессировщик должен иметь ясное представление о том, что он подкрепляет, а собака - не менее четкое представление о том, какие ее действия подкрепляются. В результате взаимодействия дрессировщика и собаки должен всегда достигаться результат их деятельности на основе заинтересованности в работе.
  6. Обязательно на всех этапах дрессировки собаки вводится санкционирование на отмену выполняемого навыка. Другими словами, выполнение команды должно всегда отменяться дрессировщиком (командой "Гуляй!", или какой-либо другой, например, "Лежать!" заменяется командой "Сидеть!"). Произвольного ухода собаки во время выполнения навыка не должно быть.
  7. Дрессировка собаки осуществляется под постоянным контролем технических средств (поводка, длинной веревки, специальной цепочки, радиоуправляемого электроошейника и тому подобное). С их помощью всегда можно исправлять поведение животного именно в тот момент, когда в этом есть необходимость.
  8. Если в начале формирования и закрепления навыка требуется обедненная обстановка, то по мере его отработки и упрочения набор разнообразных ситуаций нужно максимально увеличивать.
  9. В начале формирования навыка применяется стопроцентный режим подкрепления, а в дальнейшем подкрепляющие воздействия применяют по вероятностной схеме. В этом случае животное, выполняя команды, не знает, когда получит подкрепление, но точно знает, что непременно получит.
  10. Автоматизация навыка достигается многократным его повторением под жестким контролем технических средств (поводок и т. д.). При этом используется вероятностная схема подкреплений. Постепенно вероятность положительных подкрепляющих воздействий за выполнение навыка снижается, а степень отрицательных (в случае невыполнения навыка), наоборот, возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться быстрого, единообразного выполнения навыка сразу после первой команды. Воздействия направляющие, корректирующие и подкрепляющие подаются единообразно и быстро.

Использование в процессе обучения адекватных методов дрессировки позволит установить желательный тип лидерства, расширить круг взаимных интересов владельца и его собаки, улучшить взаимопонимание между ними. Дрессировка собаки необходима, значит, и для того, чтобы упростить управление ею, точно и своевременно определив социально-ролевые взаимоотношения людей и животного в семье.

Если вы решили заняться дрессировкой, то прежде чем взяться за дело, настройте себя на серьезный лад.

Обучение собаки - трудная и кропотливая работа, требующая систематичности, терпения и трудолюбия. Неуважительное отношение к собаке и легкомыслие - непростительны. Дрессируя собаку, не забывайте, что у нее, так же как и у вас, есть собственный мир - мир желаний и интересов - и что она ваш друг. Помните также, что от вашего умения и настойчивости зависит не только то, какой собака будет, послушной или непослушной, но и то, как сложится ее судьба. Ведь участь злобного, неуправляемого животного часто печальна, такая собака никому не нужна. Задумайтесь над этим, вы, хозяин.

Навык можно считать отработанным, если собака независимо от типа перемещения сохраняет заданное положение после первой команды и без каких-либо дополнительных воздействий со стороны дрессировщика.

При отработке навыков и приемов общего и специального курсов обучения следует неукоснительно соблюдать основные правила дрессировки, так называемые правила трех "П": Постоянство, Постепенность, Последовательность.

Постоянство. Занятия с собакой необходимо строить таким образом, чтобы периоды дрессировки, отдыха и прогулок не были четко разграничены. Для этого во время прогулок короткая, но интенсивная работа с собакой чередуется с более или менее продолжительным отдыхом. При таком режиме работы и отдыха собака не устает, ее внимание не рассеивается, она всегда готова выполнить вашу команду. Однако при этом следует помнить, что необходимо время от времени менять место и время занятий. Такой порядок более эффективен, чем длительные и разделенные во времени периоды занятий и отдыха.

Постепенность. Данное правило перекликается с предыдущим "П", но касается порядка занятий, определяющих физическую и нервно-психическую нагрузку на ученика. Данное правило гласит: собаку лучше "недогрузить", чем "перегрузить". Выполнение правила 1 практически на сто процентов предотвращает нервно-психические перегрузки при занятиях. Однако важно помнить, что длительность занятий, силу отрицательных воздействий и объединение навыков в комплекс следует увеличивать постепенно - по этапам. Если во время дрессировки у собаки вдруг появляется поведение, ранее не встречавшееся во время занятий (например, она начнет зевать, чесаться, ловить свой хвост, вращаться на месте и т. п.), то ей необходимо срочно дать отдых, переключив на иную деятельность - игру с владельцем, другими собаками. Это же надо сделать в том случае, если собака чем-нибудь испугана.

Последовательность. Отработку навыков следует производить, постепенно усложняя обстановку, повышая требования к собаке понемногу. Делать это надо для того, чтобы у собаки всегда была возможность "заработать" подкрепление, т. е. чтобы ее поведение во время дрессировки было в целом всегда результативно. Очень важно научить собаку "зарабатывать" подкрепление. Иными словами, она должна понять, что "свой хлеб насущный" она получит, только выполняя определенную работу, нужную хозяину. Сложные навыки типа "апорт", "место", "охрана вещи" и тому подобные желательно разбивать на более простые, обучая собаку каждому из них в отдельности.

Не следует отрабатывать сразу два (или более) элементов сложного навыка - это не ускорит, а замедлит процесс обучения. Впоследствии простые навыки объединяются в сложные, также последовательно, по этапам.

Если при шлифовке старого или отработке нового навыка по отношению к собаке вводятся новые требования - снизьте требования к не очень важным элементам отрабатываемого навыка. Например, если вы пытаетесь увеличить скорость возврата собаки на место по команде, то не слишком ругайте ее за неточность приземления (либо наоборот). И лишь увеличив скорость, займитесь дальнейшей чисткой навыка. Если же качество выполнения собакой того или иного приема резко снизилось, повторите процесс его выработки сначала, соблюдая первоначальную последовательность ваших действий. Так будет намного быстрее.

В начале формирования навыка подкрепляйте все правильные действия собаки, а затем постепенно переходите на вероятностное подкрепление (порядок подкрепления - случайный). Приведенные правила трех "П" и все, о чем мы говорили ранее, поможет вам и вашей собаке не только избежать нервотрепки в процессе дрессировки, но и лучше понять друг друга, увидеть то, чего раньше вы, возможно, и не замечали.


 
 

Вакцинация от бешенства



 
www.my-dog-cats.ru
2008
Кошки | Собаки | Фотогалерея | Питомники | Баннеры
  все о животных - породы собак, кошек, продажа, питомники, доска объявлений